воспитание самостоятельностиЧтобы ребенок стал самостоятельным и мог брать на себя ответственность за совершенные поступки, в его жизни есть несколько благоприятных периодов: ясельный возраст (2-3 года), начало школьного (7 лет), подростковый период (11-12 лет) и вступление в юношество (16 лет). Причем чем раньше родители начнут приучать ребенка к самостоятельности, тем больше шансов на успех. И если этого не произойдет в 16-17 лет, сын или дочка так и будут ходить с мамой за ручку до самой старости.

В первый раз родители встречаются с вопросом самостоятельности, когда ребенку исполняется два года. Он начинает себя осознавать не как продолжение мамы или папы, а как отдельного человека. Тогда он и начинает проверять, что ему можно и что нет.

Малыш слышит первые запреты в год, однако еще не оспаривает их. А в дваначинает протестовать. Как правильно вести себя мамам и папам?

Все запретить? Да, ограничения определенно необходимы. Именно так ребенок узнает, что нельзя воровать, драться или обманывать. Но жизнь малыша не должна состоять из однихнельзя”. Если ребенок везде будет слышать одни лишь запреты, как он узнает, что можно?

Может, тогда все разрешить? Иногда родители используют такой подход. Ребенок постоянно берет ответственность на себя за собственные поступки. Прыгал по лужам? Теперь болей! Подрался со всеми ребятами во дворе? Сиди в одиночестве и скучай!

Несомненный плюс такого воспитанияребенок принимает всю ответственность за совершенные поступки с малых лет, он растет самостоятельным и мудрым не по годам.

Однако во всем нужно знать меру. Ребенок еще не может правильно оценить возможную опасность, ведь это приходит с опытом. Поэтому не стоит спокойно смотреть, как малыш сует пальцы в розетку или бегает по проезжей части.

Так как все же быть? Для начала ребенок должен понимать, что нельзя, а что разрешено. Это взрослые понимают, что можно то, что не запрещено. Но дети пока этого не знают. Вот и проверяют: “По столу стучать нельзя, а по полу можно? А если пультом нельзя, то игрушкой можно?”

Также следует создать для малыша безопасную среду. Нужно убрать подальше все то, что ломается, небезопасно и дорого как память. Тогда и родителям спокойнее, и ребенку меньше ограничений.

Если перестараться с ограничением и запретами, есть два не очень благоприятных сценариев будущего ребенка. Или он вырастет абсолютно несамостоятельным человеком, который и в сорок лет будет держаться за мамину юбку. Или станет человеком с двойной моралью: дома тихий и спокойный, за порогомагрессор либо, наоборот, доматиран, на людяхприветливый и дружелюбный.

Ребенок взрослеет: он не всегда будет рядом с родителями 24 часа в сутки. Он попадет в коллектив, где будет общаться с окружающим миром, где он должен принимать решения самостоятельно.

Родителям не нужно становиться идеальными. Им нужно стремиться стать хорошими, любящими и разумными для своего ребенка.