Развитие моторики у дошкольниковВаш малыш наконец преодолел первые три года своей жизни. Он уже давно уверенно ходит и бегает, неплохо разговаривает и задает немыслимое количество вопросов, рисует, поет песни на все лады и учит стихи. Он уже дошкольник.
В этом возрасте активируются нейрофизиологические механизмы, направленные на отработку четкой координации движения. С 3 до 7 лет ребенок учится правильно держать в руке карандаш или ложку – не в кулачке, как малыш, а в пальцах, как это делают взрослые. Аккуратно есть, контролируя перемещение ложки с кашей ко рту, а не на одежду! Моторное развитие детей дошкольного возраста возраста связывают с активным созреванием головного мозга и особенно структур, отвечающих за регуляцию движений и совершенствование нейросенсорных взаимодействий между двигательной зоной и другими зонами коры. В этом возрасте активно совершенствуются функциональные возможностивестибуляторного центра и опорно-двигательного аппарата в целом.

Ребенок много двигается, меньше падает и становится более ловким и внимательным. Совершенствование биодинамики движения верхних и нижних конечностей продолжается примерно до 6-7 лет. В этот период дошкольник запоминает и активно использует понятие направления (право, лево, вперед, назад, вверх и вниз). Кстати, в этом же возрасте определяются праворукие и леворукие дети. Родители должны очень внимательно отнестись к этому вопросу и не заставлять своего маленького «левшу» работать правой рукой, поскольку в дальнейшем это может привести к очень негативным последствиям, связанным с тем, что постоянно будут активированы участки мозга, несвойственные для леворуких. Со временем малыш сам определится как лучше для него. Так, часто, левши едят, например, правой рукой, потому что за общим столом это удобнее, а пишут, держат нож, молоток, кисть для рисования в левой, потому что это более функционально для них.

К 3-4 годам совершенствуется зрительно-пространственное восприятие окружающего мира. В своих рисунках дети могут копировать предмет, передать его пропорции, форму и размер. Хотя большое значение имеет и психологическое восприятие сюжета — наиболее крупным может быть самый важный предмет на картинке. Очень часто подаренный щенок бывает нарисован самым большим, на фоне маленьких папы, мамы и ребенка. Регулярные занятия рисованием очень полезны для развития моторики, тренировки зрительной памяти и пространственного восприятия.

В возрасте 6-7 лет дети уже хорошо копируют простейшие геометрические фигуры и буквы. И появляется возможность целенаправленного обучения дошкольника письму. Для того чтобы ребенок правильно и с удовольствием усвоил способы движения во время обучения письму, необходимы грамотно организованные занятия под руководством опытного педагога. Не стоит торопиться. Не стоит забывать, что еще не завершено формирование мелких мышц кисти и пальцев, суставных связок в запястье и фалангах. Еще очень лабильна и восприимчива нервно-мышечная регуляция. Поэтому нагрузки должны быть строго дозированы по времени и обязательно сочетаться с какими-то подвижными играми в перерывах и занятиями в игровой форме.